Вы здесь

Претензионный порядок урегулирования споров

Следует знать, что до первого июля 1995 года у нас действовал обязательный претензионный порядок урегулирования хозяйственных споров. Что означало невозможность сразу после установления факта нарушения договорного обязательства обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенного права.

Суд возвращал исковые материалы истцу, если им не был соблюден претензионный порядок.

С 01.07.1995 года (после вступления в силу АПК РФ от 05.05.1995) обязательный для всех хозяйствующих субъектов претензионный порядок был отменен. Но вместе с тем предусмотрено, что претензионный порядок обязателен в случае, когда он предусмотрен законом или, если он предусмотрен договором.

Например, на основании п.1 ст.797 ГК РФ обязательно предъявление претензии к перевозчику груза. В этом случае порядок предъявления претензий предусмотрен соответствующим транспортным уставом или кодексом. Как показывает практика, контрагенты далеко не всегда предусматривают обязательный досудебный порядок урегулирования своих разногласий в договоре, полагая, что введение такого порядка лишь усложнит процедуру защиты нарушенных прав по договору.

Однако претензионный порядок имеет весьма важное значение в качестве возможности:

a) согласования самими контрагентами решения, обеспечивающего компромисс;

b) разрешения конфликта на основе представленных контрагентами предложений;

c) выявления ряда принципиальных разногласий, подлежащих дальнейшему разрешению в суде.

Урегулирование разногласий самими сторонами способствует укреплению сотрудничества между контрагентами по сделке, отношений доверия между ними. Недоведение дела до суда (исчерпывание конфликта в претензионном порядке) имеет важное значение для имиджа фирмы.

По желанию контрагентов в договоре поставки или в договоре лизинга можно ввести обязательный претензионный порядок, включив раздел «Порядок и сроки предъявления претензий», указав в нем следующие разделы:

1. Обязательность соблюдения претензионного порядка;

2. Срок предъявления претензии с даты зафиксированного нарушения договорного обязательства;

3. Срок рассмотрения претензии и направления ответа стороне, предъявившей претензию;

4. Возможность составления протокола разногласий, сверки расчетов и т.п.;

5. Перечень документов или их копий, которые необходимо представлять вместе с претензией;

6. Формы сотрудничества для устранения причин конфликтов;

7. Обязательность выполнения мероприятий, намеченных в процессе сотрудничества.

Надо помнить, что, если законом и вашим договором с контрагентом не предусмотрен обязательный претензионный порядок, это никоим образом не может препятствовать вам использовать этот порядок для разрешения конфликтной ситуации.

Более того, практика показывает, что в ряде случаев претензионный порядок оказывается очень эффективным способом взыскания долгов. По сравнению с судебной тяжбой он:

a) более оперативный (арбитражный спор может длиться несколько месяцев);

b) менее дорогой (не требует уплаты госпошлины);

c) должником может оказаться контрагент, с которым фирма успешно ведет дела не первый год и намерена сотрудничать и дальше. И не известно, как он отреагирует на предложение встретиться в суде. Вполне вероятно, что он может просто отказаться от будущих контрактов с организацией-истцом.

Даже если должник не перечислит деньги, а ограничится лишь письмом, в котором сошлется на тяжелое финансовое положение и попросит подождать еще немного, то этот ответ может пригодиться для судебного разбирательства.

Подытоживая вышесказанное, принимаем решение подготовить и направить в адрес недобросовестного контрагента претензию. В претензии нужно:

1. Указать те нарушения, которые допустил партнер, опираясь на условия договора и нормы закона;

2. Четко сформулировать свои требования.

3. Оговорить возможные последствия (например: если контрагент вовремя не погасит задолженность, то ваша компания обратится в суд, и тогда вместе с суммой основного долга ему придется перечислить неустойку и госпошлину, которую вы оплатили в суде).

Помните, что хорошо составленная претензия дает возможность добиться от контрагента исполнения обязательств. А если обязательства не исполняются, претензионный порядок дает возможность предусмотреть дальнейшее поведение «необязательного» партнера. И не забывайте о такой мелочи, как способ отправки претензии недобросовестному контрагенту. Оптимальный способ – отправка письмом с уведомлением, которое потом будет для вас лишним аргументом в Арбитражном суде.

После отправки претензии контрагенту следует выдержать некоторую паузу и если претензия не принесла желаемых результатов, то готовьтесь к судебному разбирательству.

Перед подготовкой искового заявления рекомендую обратить внимание на следующие моменты:

1.Срок подачи искового заявления. Нужно проверить, не прошел ли срок исковой давности (он составляет три года по ст. 196 ГК РФ). Но можно выиграть и дополнительных три года. Для этого срок исковой давности должен прерваться. В ст. 203 ГК РФ предусмотрено два таких случая:

a) Если фирма-истец предъявит иск в суд;

b) Когда контрагент признает долг, а именно уплатит часть причитающейся суммы или признает претензию.

Об этом говорится в п. 20 совместного постановления пленумов Верховного Суда РФ от 12.11.2001 № 15 и Высшего арбитражного суда РФ от 15.11.2001 № 18. И вот с того момента, как был прерван срок исковой давности, можно снова отсчитывать три года. Кстати, чтобы доказать, что должник признал претензию (и тем самым прервал срок исковой давности), как раз можно использовать ответ на нее. Однако важно, чтобы эта бумага была подписана тем, кто наделен такими полномочиями.

2. Размер исковых требований. После того как разобрались со сроками, следует подумать о том, какую сумму получить от контрагента. Понятно, что от основного долга ему не уйти. Но за опоздание можно взыскивать еще и штрафные санкции. И здесь могут быть следующие варианты:

a) Конкретный размер пеней или штрафа прописан в тексте контракта. В таком случае, чтобы обосновать свое требование, достаточно сослаться на соответствующий пункт договора.

b) В договоре нет ни слова об ответственности сторон. В подобной ситуации можно взыскать так называемую законную неустойку. В ст.332ГК РФ сказано, что кредитор вправе требовать определенную законом неустойку независимо от того, предусмотрена ли она соглашением сторон. Ее размер определяется исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ на день предъявления иска или вынесения судебного решения (ст.395 ГК РФ).

3. Сумма пеней, которую реально получить с ответчика. Тут есть один нюанс. Даже если сумма неустойки будет правильно исчислена и юридически обоснованна, суд все равно может ее уменьшить. Такое право ему предоставляет ст. 333 ГК РФ. На практике судьи довольно часто применяют эту норму. Так что не стоит надеяться, что суд взыщет с контрагента сумму пеней, в несколько раз превышающую основной долг. Более того, из личного опыта могу сказать, что, например, при претензии по пеням и штрафам (даже четко оговоренным договором) скорее всего будет взыскано судом не более 70% от «набежавшей» суммы.

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer